«Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

0 43

Анна Высоцкая — о том, как увлечь детей учебой и самой жизнью


                        «Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

Мы мечтаем, чтобы наши дети были счастливыми — чтобы игры с друзьями их радовали, а учеба вызывала неподдельный интерес. Но как быть, если ребенку не хочется ничего? Обратить внимание на развитие его мотивации, которое состоит из 6 важных элементов. О них рассказывает нейропсихолог Анна Высоцкая. Полную версию интервью читайте на «Правмире».

Свободное время

У ребенка любого возраста — и дошкольника, и подростка — должно быть время на пробы и ошибки.

Происходит некое эмоциональное отчуждение, ребенок следует внешней мотивации, но ему сложно понять собственные смыслы в этой деятельности.

Самостоятельность

Если мы видим, что ребенок может какие-то задачи решать сам, он должен это делать. Ему нужна возможность делать выбор и нести за него ответственность. Самому делать что-то, возможно, неидеально, и видеть последствия — это тоже развитие целеполагания и мотивации.


                        «Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

Самооценка

Многочисленными исследованиями доказано, что самооценка напрямую влияет на мотивацию. Дети с низкой самооценкой склонны избегать неудач и не стремиться к достижениям.

Мы закладываем самооценку практически с рождения. Адекватная поддержка — то, как мы объясняем ребенку его успехи и связываем их с усилиями, которые он прикладывает, то, как мы помогаем осознавать себя и показываем: «Смотри — ты упорный, ты целую неделю готовился к выступлению, не побоялся выйти на сцену, и у тебя получилось». Проговорить это и помочь ребенку сделать связку (атрибуция между тем, что получилось, и тем, что ребенок делал для этого) — это помогает укреплять самооценку, в дальнейшем — мотивацию, ориентацию на достижения. <…>


                        «Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

Уважительное отношение ребенка к себе, осознание своих сильных сторон и так называемая высокая самоэффективность — это залог того, что человек в дальнейшем будет ставить перед собой адекватные цели, идти к ним и не разочаровываться, если даже встретит на пути ограничения, которые придется преодолевать.

Положительные эмоции

Радостный ребенок, как правило, много чего хочет. У него много желаний и идей. У него хорошо развито воображение.


                        «Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

Сила наших желаний, мотивов зависит от эмоционального статуса. Почему подростки часто ничего не хотят, апатия учебная нарастает? Часто это связано с подростковой депрессией, упадком сил на фоне гормональной перестройки.

Иногда дети растут в ситуации травмы, развода, сильных эмоциональных потрясений, ссор, скандалов. В полной мере их мотивация к познанию нового развиваться не будет, потому что базовая потребность в эмоциональной безопасности не закрыта. Сложно осваивать новое, все силы направлены на сохранение статус-кво.

Ценности семьи

Важно, чтобы ребенок был интегрирован в систему ценностей взрослых, которые его окружают в семье.

Вспомним наше детство, часто детям не создавали какую-то отдельную детскую жизнь, они много общались в кругу взрослых.

Я считаю, что это положительным образом влияло на формирование самомотивации: дети применяли какие-то роли, впитывали систему ценностей и подходы к целеполаганию родителей, видели, что их интересует, как они себя мотивируют, и, конечно, копировали эти подходы.


                        «Ребенок не хочет учиться». 6 ключей к мотивации от нейропсихолога

У детей, которые растут выключенными из системы семейных ценностей, абсолютно задетерминированная жизнь. Например, есть няня, которая полностью их обслуживает. Классический тип современного ребенка, «ребенок-проект» — его всем обеспечили, упаковали со всех сторон, у него расписание плотное, кружки. С точки зрения личности, он — использую такой термин — выключенный ребенок. В дальнейшем, когда эти подпорки, которые были рамкой его жизни, уйдут, выяснится, что у него нет ни ресурса, ни личностного потенциала для того, чтобы реализовывать собственные цели.

Привычки и рутина

Любого ребенка надо приучать к системе привычек и рутины. Произвольность в поведении банально натренировывается. В теории мы все обладаем ресурсом для развития волевых качеств. Но развиваются они не сами по себе. Они развиваются, когда ребенок сталкивается с задачами и требованиями, которые требуют включения волевого компонента.

Фото: pexels.com

Источник

Оцените статью!
[Общее: 0 Средний: 0]

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.